Левая рука гитариста – первый и лучший помощник правой руки, извлекающей звуки. Задачи, возникающие перед левой рукой, требуют точности в перемещении вдоль грифа, хорошей растяжки и скорости действий пальцев, упреждения действий правой руки, дабы свести сложности к минимуму.
Рассмотрим несколько упражнений, развивающих основные виды техники левой руки:
1. Растяжка пальцев
Может быть горизонтальной и вертикальной.
Упр. №1 «Зигзаг»
Полезно для развития вертикальной растяжки пальцев в пределах позиции.
В течение исполнения каждых четырёх восьмых следует удерживать пальцы левой руки на струнах. Расположив ладонь левой руки параллельно линии струн на небольшом расстоянии от грифа, следует перемещать пальцы, распрямляя и сгибая их. Кисть при этом практически неподвижна.
Упр. №2 «Хроматическая гамма октавами»
Добиваться плавной смены звуков, не снимать пальцы со струн, пока они не перекроются следующей октавой.
Варианты работы с хроматической гаммой:
И т.д.
И т.д.
Оставлять на струнах пальцы, которые вскоре будут использоваться (1строка – 1я восьмая из каждой тройки, 2я строка – 2я восьмая из каждой тройки)
Упр. №3 «Горизонтальная растяжка»
Полезно для развития умения играть шире позиции.
При игре левой руки шире позиции используется положение ладони под углом к линии струн, локоть приближается к туловищу.
2. Смена позиций
Упр. №4 («Скачки октав», автор Терри Ашер)
Пальцы левой руки жёстко фиксируются, лишь ослабляя давление на струны в момент смены позиции, чтобы избежать нежелательного глиссандо, и корректируя ширину охвата позиции. Основную работу производит рука, производящая точный бросок кисти на отмеренное расстояние (движение производится плечом и локтем).
Варианты упражнения:
Варианты ритмических рисунков, повышающие сложность упражнения (на смену позиции отводится ещё меньше времени):
3. Смена аккордов в сочетании со сменой позиции левой руки.
Если рассмотреть подобную задачу, как сумму двух действий разных исполнителей (пальцев и руки), то возможно проработать каждую составляющую в отдельности.
Следует приучить пальцы к смене аппликатур аккордов в пределах одной позиции, а затем, постепенно увеличивая расстояние, на которое перемещается рука, достичь необходимой позиции:
Если в начальном и конечном аккордах встречаются пальцы, занимающие одинаковые струны, следует их удерживать на струнах, ослабив давление на время переноса руки:
И т.д.
Надеюсь, что игра этих упражнений поможет молодым исполнителям в освоении нашего прекрасного инструмента и позволит подарить слушателям немало приятных мгновений вдохновенной музыки!